Психоанализ на примере аниме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»
- 1
Мировая сеть наполнена советами о том, как прокачать свою уверенность, стать успешным и бесстрашным. Приводятся куча техник для скрывания от глаз людей своей зажатости, неуклюжести, словом всего того, что делает нас непритягательным и вызывает отвращение даже у самого себя. Но оказывается ли эта борьба эффективной, не оборачивается ли она против нас самих? Как правило, в результате проделанной работы люди становятся еще более неуверенными, еще более напряженными и обзаводятся костылями вместо того, чтобы научиться стоять на своих ногах. Тогда на помощь могут прийти гениальные произведения, посыл которых считывается бессознательно.
[::center::][::img::]/uploads/articles/1615317694115_2.jpg[::/img::][::/center::]
Для примера обратимся к довольно известному аниме [::b::]«Унесенные призраками»[::/b::] Хаяо Миядзаки.
Десятилетняя девочка Тихиро переезжает со своими родителями в новое место. Вынужденная разлука с родными местами приводит к душевной травме, которая в виде образов разворачивается по ходу сюжета. Возникает целый сюрреалистичный мир со сказочными персонажами, которые символично изображают душевную жизнь ребенка. Среди них особое место занимает Безликий Бог — совершенно потерянное существо в черной мантии и с белой маской вместо лица. Его архетипичный образ одновременно внушает страх и вызывает сострадание, словно обращаясь к самим основам человеческого существования.
[::center::][::img::]/uploads/articles/1615317694115_5.jpg[::/img::][::/center::]
Что же он собой олицетворяет? Согласно японской философии, Безликий – это дух, который бродит в поисках своего «лица». Вспомните, как сиротливо он стоит под дождем, когда Тихиро решается тайком его впустить. Почему тайком? Дело в том, что главная управительница потустороннего мира – Юбаба тщательно охраняет свое жилище и поэтому довольно избирательно относится к своим гостям. Несложно понять, что Юбаба в данном случае аналог Супер-Эго, который тщательно фильтрует наш опыт, стараясь уберечь сознание от боли, стыда и прочих дискомфортных ощущений. В результате такой работы психики все потенциально «опасное» становится темным, иррациональным и выталкивается в задворки сознания. Огромное количество энергии, душевных сил тратится на многочисленные защитные реакции, призванные уберечь от проникновения нежелательных чувств. Так создается травма, ограничивающая и выхолащивающая человека.
[::center::][::img::]/uploads/articles/1615317694115_4.jpg[::/img::][::/center::]
Что же делает Тихиро? Она оставляет окно открытым, давая шанс Безликому войти в охраняемый дворец. Дух с благодарностью принимает это приглашение и становится новым жильцом. Подобно тому, как наш неприятный опыт, тягостные чувства и ужасающие впечатления толпятся на границе бессознательного, всеми силами желая быть осознанными, так и Безликий под дождем с надеждой ждал приглашения войти внутрь. Что же происходит потом? Как и в жизни, травма, становясь осознанным опытом, начинает причинять сильную боль и даже рушит привычный уклад жизни. Безликий, словно сумасшедший начинает есть, поглощая, в том числе и других персонажей, вызывает путаницу и нарушает мир Юбабы. Но так продолжается недолго. Утолив свою жажду и привязавшись к Тихиро, которая в данном случае является олицетворением заботливого внимания нашего Я, Безликий трансформируется. В мультфильме это символично показано в виде очищения. Облегчившись, он отправляется вслед за героиней в путешествие, в конце которого обретает не только теплый очаг и любящего покровителя, но и находит свое предназначение.
[::center::][::img::]/uploads/articles/1615317694115_3.jpg[::/img::][::/center::]
Подобно этому Богу, травмирующий опыт, благодаря вниманию и открытости, получает «место» в сознании, что позволяет ему гармонично встроиться в структуру нашей личности. Именно таким образом мы обретаем самобытность, уникальность и устойчивость. Настоящая уверенность возможна лишь при принятии своей уязвимости. Настоящее единение с окружающими, «общительность» – через проживание одиночества. В результате такой психоаналитической работы «слабые» стороны превращаются в изюминки: стеснительность - в чувствительность, агрессивность – в силу, слабость – в женственность. Следовательно, столь популярные техники борьбы и вытеснения нежелательного не только не дают ожидаемых результатов, но и наносят непоправимый вред, лишая человека его силы. За альтернативу можно взять подход, гениально воссозданный Хаяо Миядзаки в «Унесенные призраками», суть которого состоит в принятии и проживании. И тогда, всё безликое в нас встанет на свои места и окрасит жизнь в новые краски.